Король Артур (англ. и валл. Arthur, ирл. Artúr от кельтского «медведь») — по преданиям, великий государь королевства Логрес, легендарный вождь бриттов V - VI вв. завоевателей-саксов. Самый знаменитый из кельтских героев, центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают существование его исторического прототипа.
Согласно легенде, Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого Стола. О подвигах Артура и его рыцарей существуют многочисленные легенды и рыцарские романы, в основном касающиеся поисков Святого Грааля (легендарной чаши, из которой, согласно преданию, Иисус Христос пил во время Тайной вечери; чаше приписывались различные чудесные свойства - исцеление больных, способность творить яства, даровать бессмертие и проч.) и спасения прекрасных дам. Эпос о короле Артуре и его рыцарях послужил основой для произведений литературы, живописи, кинематографа и других видов искусства.
Артур занимает важное место в кельтской мифологии, хотя это вполне реальное историческое лицо, жившее в V — начале VI вв., после того как римляне ушли из Британии. В каноническом варианте саге об Артуре он предстает средневековым королем. Однако в современных ему кельтских источниках не найдено никаких сведений об Артуре ни в качестве исторической фигуры, ни в качестве легендарного героя, хотя он упоминается в истории о Куллвхе, а также в рассказе о походе в Аннвн с целью захвата волшебного котла . Артур тесно связан с кельтскими мифами, но вполне возможно, что произошло это весьма поздно; вероятно, образ Артура есть совмещение в одном лице двух персонажей — Артура, кельтского варианта Артайуса, и исторического вождя кельтов. Вполне возможно, что он обрел силу уже в эпоху угасания кельтской цивилизации, и поэтому легенды, окружающие его имя, "перемещали" его дальше и дальше от родины.
Первое упоминание имени Артура содержится в валлийской поэме Y Gododdin, традиционно приписываемой барду Анейрину (ок. 600 г.). В поэме описывается битва при Катраэте между англосаксами и королями «Старого Севера» (Yr Hen Ogledd) из рода Койля Старого. Описывая предводителя бриттов, поэт сравнивает его с Артуром.
Родословная Артура предположительно изложена в генеалогии «Происхождение героев» из манускрипта , хранящегося в Национальной библиотеке Уэльса. Рукопись датируется концом 13 в. В ней Артур предстаёт сыном полулегендарного короля Утера Пендрагона и потомком Ллира Малоречивого - прародителя королевских родов Британии, которого иногда отождествляют с Лиром, ирландским богом моря. Также Артур, по многочисленным легендам, является дальним родичем библейского Давида.
Первая историческая хроника, в которой упоминается Артур — это "История бриттов", написанная на латыни примерно в 800 г. валлийским монахом Неннием. Многие учёные считают, что Ненний опирался при создании «Двенадцати битв Артура» на народные предания Уэльса. В ней об Артуре говорится, что он одержал двенадцать побед над саксами, окончательно разгромив их в битве при горе Бадон.
Артур занимает важное место в кельтской мифологии, хотя это вполне реальное историческое лицо, жившее в V — начале VI вв., после того как римляне ушли из Британии. В каноническом варианте саге об Артуре он предстает средневековым королем. Однако в современных ему кельтских источниках не найдено никаких сведений об Артуре ни в качестве исторической фигуры, ни в качестве легендарного героя, хотя он упоминается в истории о Куллвхе, а также в рассказе о походе в Аннвн с целью захвата волшебного котла . Артур тесно связан с кельтскими мифами, но вполне возможно, что произошло это весьма поздно; вероятно, образ Артура есть совмещение в одном лице двух персонажей — Артура, кельтского варианта Артайуса, и исторического вождя кельтов. Вполне возможно, что он обрел силу уже в эпоху угасания кельтской цивилизации, и поэтому легенды, окружающие его имя, "перемещали" его дальше и дальше от родины.
Первое упоминание имени Артура содержится в валлийской поэме Y Gododdin, традиционно приписываемой барду Анейрину (ок. 600 г.). В поэме описывается битва при Катраэте между англосаксами и королями «Старого Севера» (Yr Hen Ogledd) из рода Койля Старого. Описывая предводителя бриттов, поэт сравнивает его с Артуром.
Родословная Артура предположительно изложена в генеалогии «Происхождение героев» из манускрипта , хранящегося в Национальной библиотеке Уэльса. Рукопись датируется концом 13 в. В ней Артур предстаёт сыном полулегендарного короля Утера Пендрагона и потомком Ллира Малоречивого - прародителя королевских родов Британии, которого иногда отождествляют с Лиром, ирландским богом моря. Также Артур, по многочисленным легендам, является дальним родичем библейского Давида.
Первая историческая хроника, в которой упоминается Артур — это "История бриттов", написанная на латыни примерно в 800 г. валлийским монахом Неннием. Многие учёные считают, что Ненний опирался при создании «Двенадцати битв Артура» на народные предания Уэльса. В ней об Артуре говорится, что он одержал двенадцать побед над саксами, окончательно разгромив их в битве при горе Бадон.
Первый последовательный рассказ о жизни короля Артура появляется в "Истории королей Британии" , в XII веке написанной Гальфридом Монмутским. Этот труд объединяет работы Ненния и элементы валлийского фольклора с вкраплениями из более поздних произведений. Именно здесь Артур впервые назван «королём», впервые появляются ныне общеизвестные сюжеты: о зачатии Артура (Утер вошёл в опочивальню к его матери Игрейне, чужой жене, обманом, прибегнув к помощи волшебника Мерлина), об измене его жены (любовь королевы Гвиневеры и сэра Ланселота, славнейшего из рыцарей Круглого Стола, стала одним из основных сюжетов Артурианы) и о гибели короля от рук его племянника Мордреда (по другим версиям - сына, обманом зачатого королевой-колдуньей Морганой, сводной сестрой Артура). Гальфрид писал об Артуре как о безусловно историческом лице, но достоверность самого его труда вызывает сомнения у историков.
В средние века об Артуре писали такие авторы куртуазных романов, как Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах и др.. Их произведения, основанные на устном европейском фольклоре, были уже безусловным вымыслом. Большинство из них использовали королевство Артура как фон для подвигов новых героев-рыцарей — Гавейна, Ланселота, Галахада, Персиваля и др., а сам Артур отодвигался на второй план.
Окончательно закрепил образ Артура в литературе и массовом сознании сэр Томас Мэлори (XV в.) в своем масштабном эпосе "Смерть Артура" , в котором он объединил и литературно оформил все самые распространённые легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола. Именно книга Мэлори является основным источником для всей последующей «Артурианы».
Некоторые археологические находки подтверждают реальность Артура как исторического лица: могила в аббатстве Гластонбери, на которой обнаружено его имя, а также замок Тинтагиль, где король родился (подлинное место).
Король Артур, согласно легендам, - благородный, храбрый правитель, а также истинный рыцарь, всегда готовый встать на защиту слабого и уберечь свой народ от врагов. Наиболее популярные мотивы — начало правления Артура с извлечением меча по имени Экскалибур из камня и его трагическая гибель от рук вероломного сэра Мордреда.
В средние века об Артуре писали такие авторы куртуазных романов, как Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах и др.. Их произведения, основанные на устном европейском фольклоре, были уже безусловным вымыслом. Большинство из них использовали королевство Артура как фон для подвигов новых героев-рыцарей — Гавейна, Ланселота, Галахада, Персиваля и др., а сам Артур отодвигался на второй план.
Окончательно закрепил образ Артура в литературе и массовом сознании сэр Томас Мэлори (XV в.) в своем масштабном эпосе "Смерть Артура" , в котором он объединил и литературно оформил все самые распространённые легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола. Именно книга Мэлори является основным источником для всей последующей «Артурианы».
Некоторые археологические находки подтверждают реальность Артура как исторического лица: могила в аббатстве Гластонбери, на которой обнаружено его имя, а также замок Тинтагиль, где король родился (подлинное место).
Король Артур, согласно легендам, - благородный, храбрый правитель, а также истинный рыцарь, всегда готовый встать на защиту слабого и уберечь свой народ от врагов. Наиболее популярные мотивы — начало правления Артура с извлечением меча по имени Экскалибур из камня и его трагическая гибель от рук вероломного сэра Мордреда.
Интересное и характерное описание Артура приводится в предисловии к "Смерти Артура" Мэлори издания Кэкстона. Автор причисляет Артура к трём "славнейшим мужам" человечества - наряду с Карлом Великим и Готфридом Болонским - и сетует, что о нём так мало написано на английском и валлийском, тогда как на французском существует множество источников. При этом не отрицается и элемент легендарного, чудесного, столь важный в сказаниях об Артуре (книга Мэлори объявляется и поучительной, и развлекательной):
"Со времени же... воплощения Божия было еще три благородных мужа-христианина, восславленных по вселенскому миру и введенных в число девятерых достойнейших и лучших, и из них первый - благородный Артур, чьи благородные деяния я намереваюсь описать в нижеследующей книге. Вторым был Шарлемань, он же Карл Великий, коего жизнеописания имеются во многих местах, и французским языком, и английским изложенные; третьим же, и последним, был Годефрей Болонский...
<...> многие люди держатся мнения, будто не было такого Артура, а все книги, о нем составленные, это лишь вымыслы и, басни, ибо есть хроники, где вовсе нем не говорится и не упоминается, равно же ни о рыцарях его.
<...> ежели кто скажет и помыслит, будто не было на свете такого короля Артура, - в том человеке можно видеть великое неразумие и слепоту, ибо существует, по его словам, немало доказательств противному. Во-первых, можно видеть гробницу Артура в монастыре Гластонбери; а в "Полихрониконе", в книге пятой, глава шестая и в книге седьмой, глава двадцать третья читаем, где было похоронено его тело и как оно потом было найдено и перенесено в помянутый монастырь. <...> в Дуврском замке можно видеть череп Гавейна и плащ Кардока, в Винчестере - круглый стол, в иных же местах - Ланселотов меч и многие другие предметы.
И потому, по рассмотрении всего этого, не может человек, судящий здраво, отрицать, что был в этой земле король по имени Артур. - Ибо во всех краях, христианских и языческих, он прославлен и введен в число девяти достойнейших, а из трех мужей-христиан почитается первым. И, однако же, о нем более вспоминают за морем, там больше книг написано о его благородных деяниях, нежели в Англии,
и не только по-французски, но и по-голландски, итальянски, испански и гречески. А между тем свидетельства о нем и следы сохраняются в Уэльсе, в городе Камелоте: большие камни и чудесные изделия из железа, лежащие в земле, и царственные своды, кои многими из ныне живущих видены были. И оттого дивиться должно, коль мало он прославлен в своей родной стране, единственно разве что в, согласии со словом Божиим, что несть пророка в своем отечестве.
<...> смиренно умоляю всех благородных лордов и дам и все другие сословия, каких бы состояний и степеней ни были они, кто увидит и прочитает труд сей, сию книгу, пусть воспримут и сохранят в памяти добрые и честные дела и следуют им сами, ибо здесь найдут они много веселых и приятных историй и славных возвышенных подвигов человеколюбия, любезности и благородства. Ибо истинно здесь можно видеть рыцарское благородство, галантность, человеколюбие,
дружество, храбрость, любовь, доброжелательность, трусость, убийства, ненависть, добродетель и грех. Поступайте же по добру и отриньте зло, и это принесет вам добрую славу и честное имя.
Также принято будет чтение сей книги и для препровождения времени, а верить ли и принимать за истину все, что в ней содержится, или же нет, вы вольны и в своем праве. Но написано все это нам в назидание и в предостережение, дабы не впадали мы во грех и зло, но держались и укреплялись в добродетели <...>"
"Со времени же... воплощения Божия было еще три благородных мужа-христианина, восславленных по вселенскому миру и введенных в число девятерых достойнейших и лучших, и из них первый - благородный Артур, чьи благородные деяния я намереваюсь описать в нижеследующей книге. Вторым был Шарлемань, он же Карл Великий, коего жизнеописания имеются во многих местах, и французским языком, и английским изложенные; третьим же, и последним, был Годефрей Болонский...
<...> многие люди держатся мнения, будто не было такого Артура, а все книги, о нем составленные, это лишь вымыслы и, басни, ибо есть хроники, где вовсе нем не говорится и не упоминается, равно же ни о рыцарях его.
<...> ежели кто скажет и помыслит, будто не было на свете такого короля Артура, - в том человеке можно видеть великое неразумие и слепоту, ибо существует, по его словам, немало доказательств противному. Во-первых, можно видеть гробницу Артура в монастыре Гластонбери; а в "Полихрониконе", в книге пятой, глава шестая и в книге седьмой, глава двадцать третья читаем, где было похоронено его тело и как оно потом было найдено и перенесено в помянутый монастырь. <...> в Дуврском замке можно видеть череп Гавейна и плащ Кардока, в Винчестере - круглый стол, в иных же местах - Ланселотов меч и многие другие предметы.
И потому, по рассмотрении всего этого, не может человек, судящий здраво, отрицать, что был в этой земле король по имени Артур. - Ибо во всех краях, христианских и языческих, он прославлен и введен в число девяти достойнейших, а из трех мужей-христиан почитается первым. И, однако же, о нем более вспоминают за морем, там больше книг написано о его благородных деяниях, нежели в Англии,
и не только по-французски, но и по-голландски, итальянски, испански и гречески. А между тем свидетельства о нем и следы сохраняются в Уэльсе, в городе Камелоте: большие камни и чудесные изделия из железа, лежащие в земле, и царственные своды, кои многими из ныне живущих видены были. И оттого дивиться должно, коль мало он прославлен в своей родной стране, единственно разве что в, согласии со словом Божиим, что несть пророка в своем отечестве.
<...> смиренно умоляю всех благородных лордов и дам и все другие сословия, каких бы состояний и степеней ни были они, кто увидит и прочитает труд сей, сию книгу, пусть воспримут и сохранят в памяти добрые и честные дела и следуют им сами, ибо здесь найдут они много веселых и приятных историй и славных возвышенных подвигов человеколюбия, любезности и благородства. Ибо истинно здесь можно видеть рыцарское благородство, галантность, человеколюбие,
дружество, храбрость, любовь, доброжелательность, трусость, убийства, ненависть, добродетель и грех. Поступайте же по добру и отриньте зло, и это принесет вам добрую славу и честное имя.
Также принято будет чтение сей книги и для препровождения времени, а верить ли и принимать за истину все, что в ней содержится, или же нет, вы вольны и в своем праве. Но написано все это нам в назидание и в предостережение, дабы не впадали мы во грех и зло, но держались и укреплялись в добродетели <...>"
В легендах об Артуре сохранилось немало собственно мифологических элементов (чудесный меч, сюжет сфеей Морганой и проч.). Однако большая часть "чудес" в книге Мэлори приходится на долю его рыцарей (яркие примеры - приключение сэра Ланселота в Замке Слёз и других местах, его воспитание у Девы Озера; подарок Девы - меч Экскалибур; поединки сэра Галахада с колдовским Зверем; сюжет сэра Тристана, Изольдыи короля Марка с волшебным напитком; явление ко двору Артура трёх девиц, увезших трёх рыцарей в волшебный лес; чары Мерлина и т.д.).
Использованы материалы:
- сайта "Википедия: свободная энциклопедия": https://ru.wikipedia.org/wiki/Король_Артур
- книги Джона Коллиса "Кельты: истоки, история, миф" (М., Вече, 2007)
- книги Томаса Мэлори "Смерть Артура" (пер. И. Берштейн); М., Худож. лит., 1991
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.